Атака на историю Белоруссии и «литвинский» фейк

На фоне псевдоисторической вакханалии, охватившей значительную часть постсоветского пространства, то, как к исторической науке относились более двадцати лет белорусские власти, не может не радовать. Но в последнее время всё чаще возникают признаки того, что белорусскую историю пытаются подвергнуть информационной атаке вроде украинской, с тем, чтобы ввергнуть Белоруссию в такое же ужасающее состояние, в котором сегодня находится Украина

В целом, белорусские школьные учебники по истории радуют любого человека, имеющего отношение к исторической науке. Согласно позиции официального Минска, белорусским детям преподаётся взвешенный академический взгляд на прошлое их страны. В отличие от соседней Украины, в изданных в Минске учебниках и близко нет «древних белорусов — охотников на мамонтов», а всё славянское население Руси относится к единой древнерусской народности.

Придираясь, отдельные «перегибы» найти можно — но они, к чести белорусских ученых, относятся не к фактам, а к некоторым эмоциональным оценкам. Преимущественно речь идёт о временах нахождения белорусских земель в составе Российской империи (изучаются в 9 классе). Авторы учебников, посвящённых описанию данного периода, упоминают «отмену магдебургского права» (хотя для большей части городов оно было отменено еще во времена Речи Посполитой), «отрицание самобытности белорусского народа и белорусского языка», «Русско-французскую», а не «Отечественную» войну 1812 года, белорусское национальное движение в рамках польских восстаний XIX века. Однако эти «акценты», думаю, нужно объяснять не современной позицией официального Минска, а некоторыми «пережитками» начала 1990-х, а также верностью белорусской исторической традиции советским истокам, в которых период Российской империи принято было достаточно жёстко критиковать («тюрьма народов» и дальше по тексту).

По объективности в определённых деталях минская учебная литература иногда умудряется даже обойти российскую. Так, в Интернете ходит выдержка из белорусского учебника, в котором при описании «сталинского» периода в истории СССР подчёркивается, что «десятки миллионов жертв политических репрессий в СССР, про которые рассказывается в публикациях последних десятилетий, не что иное, как миф«.

Однако в последнее время западные и прозападные силы развернули настоящую информационную войну против белорусской исторической науки, выражающуюся в деструктивной критике преподавания истории в Белоруссии и популяризации разного рода псевдоисторических националистических мифов, направленных на вбивание клиньев между Белоруссией и Россией.

Так, недавно с публичной критикой белорусской практики преподавания истории выступил сотрудник Европейского колледжа Liberal Arts в Беларуси (ECLAB) Алексей Браточкин. Он возмущался и констатацией в учебниках факта наличия единой древнерусской народности, и взвешенной оценкой деятельности Иосифа Сталина, и «малым» вниманием, уделяемым национальным меньшинствам, и позитивными отзывами о воссоединения белорусских земель в 1939 году.

Три года назад с похожими обвинениями в адрес авторов белорусских учебников выступила… ВВС! Британскую вещательную корпорацию особенно сильно возмутило то, что белорусские школьники внимательно изучают историю Великой Отечественной войны.

«Недостаточное» внимание к вопросу «сталинских репрессий» в Белоруссии волнует и «экспертов», привлеченных немецкой «Deutsche Welle«.

Однако несколько лет подобной критики, похоже, ни Александра Лукашенко, ни белорусских историков не смутили. И тогда инициаторы атаки на белорусскую историю решили подойти к вопросу с другой стороны.

Фото: reuters

Одно за другим начали возникать написанные в жанре «фолк-хистори», но претендующие на достоверность, псевдоисторические произведения, главным посылом которых стало утверждение о том, что современные белорусы — это якобы этнические «литвины«. Мол, вплоть до XIX века жил себе самобытный «литвинский» народ, «титульная нация» Великого Княжества Литовского, а потом коварные россияне переименовали его в «белорусов» и всю самобытность взяли да и порушили…

Полная антинаучность и даже абсурдность подобных утверждений очевидна любому человеку, мало-мальски разбирающемуся в истории. Литва изначально — это восточно-балтийские племена, говорящие на языке балтийской группы, и упоминаемые с XI века.

Современные белорусы — славяне, говорящие на восточнославянском языке, который еще около ста лет назад считался «наречием» русского.

Но дело не только в языках!

Барьер между литовцами и белорусами существует на генетическом уровне. Белорусы «по крови» неотличимы от русских, живущих в соседних регионах, а вот литовцы, хоть и говорят на языке индоевропейской семьи, с генетической точки зрения близки к угро-финским народам…

Нужно признать, что этноним «белорусы» к его сегодняшним носителям стал применяться достаточно поздно. Изначально «Белой Русью» назвали то Москву, то Новгород. Широкое применение данного термина по отношению к русским землям, находившимся под властью Литвы, началось только в XVI — XVII веках. Окончательно же оно утвердилось только в XVIII — XIX столетиях. Но это не значит, что предков белорусов называли «литвинами». Они всё это время были русскими или русинами. С этнической точки зрения их никто не отделял от жителей Москвы или Киева.

Путаница же с термином «литвин» имела политико-правовой характер. С этнической точки зрения «литвинами» называли на определенной стадии этногенеза предков современных литовцев, ставших «государствообразующим» народом в ВКЛ. Но потом термин «литвин» приобрёл и второе, политическое значение — им стали обозначать всех «литовских подданных», вне зависимости от этнической принадлежности. Также, как сегодня называют «французами» алжирцев с французскими паспортами или «испанцами» басков с испанскими документами.

Путаница усилилась в связи с тем, что на определенном этапе русских, живущих под властью Великого Княжества Литовского, чтобы отличить от русских, живущих, собственно, в России, стали называть «литовскими русскими» или «русскими литвинами». А из-за того, что языком официального общения и документооборота в ВКЛ долгое время был русский, некоторые европейцы ошибочно стали считать его «литовским».

Но называть сегодня белорусов литвинами — это все равно, что называть испанцами голландцев или датчанами норвежцев на основании того, что эти народа проживали некогда в составе единых государств.

Дабы убедить далеких от истории людей в достоверности своего вранья, адепты «литвинского фейка» даже выдумали «указ» Екатерины II, в котором императрица якобы призывает народ ВКЛ именовать белорусами, «чтобы на века привязать к России» и вообще стереть им память. Этот «документ» кочует с одного форума националистов на другой, но, если обратиться к базам нормативных актов Российской Империи, мы можем легко убедиться в том, что «указ» выдуман с начала и до конца.

Фото: reuters

Беда в том, что налет «таинственности», который прозападные националисты создают вокруг «литвинской» псевдоистории, играет роль рекламы и делает ее в определенном смысле привлекательной. Самолюбию многих людей (особенно молодых) подсознательно льстит, что они становятся носителями «скрытого», «запретного» знания, подвергавшегося гонениям. Схема такая же, как и та, которую использует большинство сект. И это, увы, работает.

Методы борьбы с «литвинским» псевдоисторизмом очевидны. Это — подробное развенчание исторического «литвинского» мифа и популяризация истинной академической истории. При этом важно учить детей не просто зазубривать даты и определения, а воспринимать исторический процесс, как систему взаимосвязей. Для педагога это, конечно, нелегкий труд, но лучше приложить некоторые усилия и научить детей думать, чем пожинать плоды вроде тех, которые мы наблюдаем сейчас в Киеве… 

 

Источник

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Смотрите также: