Донбасские хроники: донецкий троллейбус

Город Донецк стал шестым городом в СССР и двадцатым в мире, где появились троллейбусные маршруты. За семьдесят пять лет своей истории троллейбусы в городе работали почти бесперебойно. В годы Великой Отечественной войны, даже находясь в немецкой оккупации, транспорт продолжал работу, ненадолго останавливаясь только во время боёв за город. Донецк разрастался, развивался, увеличивался пассажирский поток. Поэтому рос и городской транспорт, увеличивалось количество маршрутов, протяженность линий, обновлялся автопарк. Менялись схемы движения. Так из 4 маршрутов и 55 машин, ходивших в 1955 году, схема движения увеличилась до 20 маршрутов и 248 машин в 2013.
С приходом новой войны на Донбасс электротранспорт не перестал работать, исправно перевозя пассажиров. Были повреждены многие контактные линии в Киевском и Куйбышевском районах Донецка, а из-за частых обстрелов в этих районах часть маршрутов пришлось укоротить. Ремонтные бригады, оперативно ремонтировавшие повреждения под обстрелами украинских карателей, в городских депо считаются героями: «Спасибо нашим ремонтникам за то, что быстро восстанавливали сеть, где это было возможно» — говорят люди. В страшных условиях войны не уволиться, не сбежать, а самоотверженно обеспечивать бесперебойную работу линий и машин — поступок, соотносимый с героизмом.
Не смотря на опасность и перебои с электричеством, сотрудники выходили на работу. Самым сильным потрясением для коллектива стала трагедия на Боссе. Утром 22 января 2015 года под обстрел попал один из троллейбусов 17-го маршрута. В результате погибло 13 человек, остальные пассажиры получили множественные осколочные ранения. Снаряды задели жилые дома и находившиеся рядом машины. «Было страшно выходить на работу, но мы понимали, что надо и выходили», — вспоминает тот день один из водителей.

Донбасские хроники-2015. №2. Донецкий троллейбус

Донбасские хроники-2015. №2. Донецкий троллейбус

В самое трудное время, когда обстрелы были практически круглосуточными, троллейбусы ходили реже, но всё же ходили. «Сначала до пяти вечера, потом до шести и так далее. Дежурные ходили по обстоятельствам: если становилось потише, то выезжали на маршрут. Сейчас все троллейбусы ходят в штатном режиме», — рассказала нам одна из диспетчеров.

Донбасские хроники-2015. №2. Донецкий троллейбус

Донбасские хроники-2015. №2. Донецкий троллейбус

Донбасские хроники-2015. №2. Донецкий троллейбус

Большинство горожан не замечают таких мелочей, привыкли, что троллейбусы всегда на линии. А вот люди приезжие очень удивляются тому, что в городе вообще работает хоть какой-то транспорт. Но больше всего удивляет стоимость проезда. Так, в Киеве это 3 гривны (9 рублей), в Харькове — 2,5 гривны (8 рублей), в Липецке — 15 рублей, в Москве — 40 рублей. Стоимость проезда в троллейбусах Донецка… 3 рубля.

Донбасские хроники-2015. №2. Донецкий троллейбус

Документальное подтверждение. Да, три российских рубля.

Донбасские хроники-2015. №2. Донецкий троллейбус

А это вообще из нашего общего советского прошлого: киоск, где продают абонементы и проездные билеты. Но в Донецке — обыденная реальность.

Донбасские хроники-2015. №2. Донецкий троллейбус

Компостер для талонов… комментариям не поддается вообще!

В условиях войны и разрыва экономических отношений с Украиной острой проблемой была нехватка запчастей для ремонта автопарка. «Руководство наше очень хорошее, они старались, доставали детали», — прокомментировал один из водителей наш вопрос на тему того, как выживали, крутились сами по началу. Теперь в этом вопросе (как, впрочем, и во многих других) руку помощи протянула Россия в лице Нижегородского завода «Электромаш», который буквально на днях поставил зимние шины, обмоточный провод, аккумуляторы, скаты, токосъёмники и другие, столь необходимые детали.

Дончане работой транспорта довольны, благодарят сотрудников, ценят их работу. Некоторые даже хвастаются: «Летом 2014 года, когда были страшные обстрелы, я один ехал в троллейбусе, людей не было на улице, а транспорт ходил», — говорит наш собеседник на троллейбусной остановке.

Война, разрушение, горе — это не повод сдаваться и опускать руки. Работники троллейбусных депо это доказывают собственным примером. Они понимают, для кого и зачем выходят на работу и выводят своих электрических подопечных на дороги города: «Людей нужно возить — это наша работа».

Послесловие от редакции.

Кто знает, тот поймет, кто не в курсе — поверьте на слово. Они там, в Донецке, немного странноватые ребята. Тема рассказа о троллейбусе просто всплыла в разговоре, и мне пришлось немного даже доказывать ее необходимость. Для донецких все просто как белый день: это городской транспорт, он должен ходить. Потому и ходит. Чего про него рассказывать?

Но построение государства начинается не с громких заявлений и деклараций. Точнее, да, начинается именно с этого. Но государство становится полноценным государством именно тогда, когда в домах есть свет и тепло, улицы убирают, мусор вывозится, троллейбусы ходят четко по расписанию и зарплата выплачивается вовремя и в полном объеме.

Вот тогда можно говорить о том, что государство, пусть и небольшое, но состоялось. Ибо государство — это в первую очередь не главы, делающие заявления и подписывающие документы. Это генералы. Но генералы без солдат — ничто. А солдаты, то есть, просты граждане, это самая важная составляющая часть. Те, кто ежедневно, пусть и незаметно, делает свое дело.

Так что дай бог успеха и удачи всем солдатам Донбасса. И пусть везет их троллейбус туда, куда на нем написано.

(Р.С.)

Автор Василий Примусов, Донецк, ДН
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Смотрите также: