Историки, философы и политологи обсудили концепцию патриарха о «Русском мире»

Дискуссия состоялась в Фонде Института социально-экономических и политических исследований в преддверии открытия Всемирного русского народного собора (ВРНС).

На встрече был представлен сборник «Семь слов о русском мире», составленный из выступлений патриарха в разных городах России на форумах ВРНС, а также на Рождественских парламентских встречах, передает ТАСС.

Патриарх Кирилл называет «Русским миром» единый духовный и культурный мир восточных славян. «Русский мир — это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности», — говорил он.

В своих выступлениях он неоднократно подчеркивал, что понятие «Русский мир» и его ценности объединяют разные народы исторической Руси вне зависимости от их нынешних политических предпочтений и государственных границ. Это не политический феномен и не социальный проект.

«Если говорить о цивилизации, то Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация. Эту цивилизацию мы называем Русским миром. Русский мир — от киевской купели крещения. Русский мир — это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами — и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную», — говорил предстоятель РПЦ в авторской программе «Слово пастыря».

Заведующий кафедрой «Прикладная политология» Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов назвал «интересным» тезис патриарха о том, что Запад сталкивается с такими вызовами, с которыми он в одиночестве не справится, и о том, что русский мир не противопоставляет себя Западу, а «собирается помогать Западу в решении действительно актуальных моральных, политических и прочих проблем». По его словам, речь идет «уже не только о сексуальных и прочих меньшинствах, там социальный авангардизм идет гораздо дальше».

«И эту позицию (патриарха) нужно заявлять, несмотря на то, что в современном мире она может называться отсталой и подвергаться жесткой критике», — считает политолог.

«Патриархом предлагаются решения, исходя из целостного интегрального подхода о единстве всех периодов. Не противопоставляя, не выделяя ни один период, не говоря о том, что был период так называемого россиянства, который должен был зачеркнуть все то, что было до этого», — отметил в своем выступлении отметил профессор МГУ Михаил Маслин, специалист по истории русской философии. «Я глубоко убежден, что советофобия тоже является одной из форм русофобии. И патриарх при том, что судьба церкви в советский период была сложна, не зачеркивает этот период», — заметил ученый.

Патриарх исходит из традиционной для русской мысли понятия «большого народа». Оно имплицидно присутствует уже в «Повести временных лет», проходит через все Русское летописание, через труды классиков русской исторической мысли, встречается в трудах Щербатова, Болдина, Карамзина, Соловьева, Ключевского», — отметил профессор МГУ Маслин.

 

Источник

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Смотрите также: