Одесса. Богатая невеста России и бесприданница Украины-2

Игорь Плисюк, журналист, Одесса

В первой части нашего печального обзора того, что сотворила незалежная Украина с моим родным городом, вы могли прочитать о разорении основы основ европейского еще задолго до появления самой идеи ЕС, центра Российской империи, СССР и Украины. Ее порта, флота и промышленности. Здесь же – поведаю я вам о том, как «борцы за национальную культуру» довели до ручки крупнейший культурный центр страны.

Ретроспектива. Просветители и меценаты

Именно эта короткая фраза заголовка дает четкое представление о тех, кто закладывал основы процветания и развития города-мечты. Уже начиная с Ришелье, в Одессе развивалась не только основа экономического успеха – порт и флот, но и просвещение да культура. Основывались гимназии и школы.

Уже в 1809 был открыт первый городской театр. Всячески поощрялась книготорговля, изыскания ученых и издательская деятельность. И, благодаря заложенному незабвенными Дюком и Воронцовым фундаменту мудрой заботы не только об экономике, но и просвещении, к концу имперской эпохи Одесса была городом университетским, прославленным своими учеными мужами.

Достаточно вспомнить труды Мечникова и Гамалеи по открытию в 1886 году первой в России Пастеровской станции, боровшейся со смертельно опасным бешенством. Созданной, прошу заметить, на деньги многолетнего городского головы Григория Маразли, богатейшего мецената, изрядную долю своего состояния отдавшего на благо родного города.

И имен тех, кто жертвовал огромные деньги на благие дела создания больниц и учебных заведений, музеев и общедоступных библиотек, можно привести десятки. Имен состоятельных одесситов, понимавших, что на саване карманов нет, и оставлявших потомкам нетленное и доброе.

Здесь издавалось не меньше газет и журналов, чем в столице. Здесь за всего-то столетие появились и своеобразная Южнорусская школа живописи, и не менее оригинальная литература, и – множество направлений науки как теоретической, так и прикладной. И самые знаменитые артисты и музыканты России и Европы  считали признание одесской театральной публикой залогом мирового  успеха.

Одно перечисление корифеев и гениев всех сторон культуры, вышедших из Одессы или прославившихся здесь, заняло бы несколько страниц убористым шрифтом!

Послереволюционная же эпоха нанесла городу первый, тяжелый удар. Разом из «третьей столицы империи», Южная Пальмира превратилась в обычный областной центр Украины, щедрой рукой Ленина и компании отданная новоявленной республике.

И к потерям войны мировой да гражданской, эпидемий да эмиграции, прибавился массовый исход деятелей культуры, не желавших подвергаться убогой украинизации. Катаев, Ильф, Петров, Бабель, Утесов, Славин, Багрицкий…список их велик. Те, кто прославили свою колыбель вдали от нее, до конца жизни храня истинный облик многоцветной, разноплеменной, а не хуторянской, вынужденно погруженной в казенное украиноязычие, Одессы.…

Но, так или иначе, город развивался, хотя его культурная часть была еще с тех пор отдана на откуп выходцам из сельской глубинки, компенсировавшим отсутствие таланта «правильным происхождением».

А посему, к приснопамятному 1991 – были здесь и ВУЗы, готовившие специалистов не только для Союза, но и для множества зарубежных стран. Было множество НИИ, работавших в прямой преемственности внедрения своих разработок с производством – что здесь, что по всему Союзу. Работали театры, снимала фильмы киностудия. И была все еще славная медицинская научная и практическая традиция.

Но руководство творческими союзами, и большинство ключевых постов было в руках отнюдь не одесситов, редких среди них как негры в «Ку-Клукс-Клане».

А затем пришла, извините за выражение, свобода…

Расточители и рейдеры

И… пошло, и поехало! Под звучными лозунгами «приватизации майна и розбудовы демократической державы», была угроблена львиная доля НИИ, работавших на практическое воплощение своих разработок далеко за пределами Украины, а порой и Союза.

К примеру, уже в 2007 году, после разнообразных манипуляций с акционированием, рейдерским захватом был уничтожен НИИССЛ. В советское время – процветавший  институт московского подчинения, занимавшийся разработкой специальных сплавов и методов литья, и имевший свой экспериментальный завод. Ныне – его пустые корпуса мрачно смотрят на еврейское кладбище, что напротив.

Та же судьба постигла и многие другие центры прикладной и теоретической науки, приносившие стране и городу славу и прибыль.

Чудом уцелел лишь Физико-химический институт имени академика Богатского, когда-то знаменитый своими разработками нового поколения транквилизаторов – к примеру, феназепама . Заметим, и эти препараты, и многие другие – витамины да средства тканевой терапии, плоды научной школы академика Филатова и института его имени, выпускались на одесском заводе «Биостимулятор», тоже ныне угробленном «державной политикой поддержки отечественного производителя»…

Институт же Богатского – держится на плаву, работая на голландскую фармацевтическую фирму. Украине отечественные лекарства не нужны.

Не лучше и положение с просвещением. Десять с лишним ВУЗов города с каждым годом сокращают набор бюджетников, окончательно превращаясь в коммерческие предприятия. Бедным, но талантливым, хода в науку и образование нет.

Достаточно пройти в учебное время мимо иных «кузниц национальных кадров», чтобы понять: большая часть студентов – иностранцы. Впрочем, и те порой возмущаются непомерными поборами помимо законной платы за обучение.

«Культурка» и массы

А культура?! – Старейшая в стране Одесская киностудия давным-давно не снимает фильмов, попав в цепкие лапы господ акционеров и став площадкой для коммерческих ярмарок. И если еще недавно ее квалифицированные специалисты могли хоть в съемочный сезон заработать у заезжих российских кинематографистов, то сегодня сие невозможно. И погублена на корню идея создания «Ликвидации-2», продолжения легендарного сериала, поелику Владимир Машков украинским националистам не угоден…

Не стану говорить и о только что закончившемся кинофестивале. С каждым годом он все провинциальней и беднее. Право, не стоило затевать это помпезное действо для того, чтобы услышать русофобское блеяние никому уже не интересной Ахеджаковой да посмотреть на безвкусные наряды нуворишей…

Гастроли в Одессе стали еще одним позорищем – ведь выступления даже украинских артистов типа Билык да Лободы срываются уличными «патриотами-активистами», под политическим соусом требующих с устроителей банальной мзды. И буквально на днях – из-за угроз тех же обнаглевших от безнаказанности горлопанов, сорван спектакль российской актрисы, одесситки Нонны Гришаевой. Ну кто же сюда поедет-то, кроме какого-нибудь замшелого Иво Бобула да завязшего в ушах Вакарчука?!

Оптимисты-бодрячки внушают нам: ничего, сделаем из Одессы мировой туристический центр! Вынесем к лешему из центра порт, застроим Пересыпь отелями мирового уровня, тут к нам туристы и повалят!

Тихо молчу на предмет того, что только тяжелые безумцы из-за кордона станут инвестировать в абсолютно ненадежную и нестабильную страну огромные вложения. Не стану говорить и о том, что за последние три года мы уже потеряли основную массу неприхотливых российских туристов, приносивших и городу, и его жителям существенные средства. А заменили их форменные дикари в прямом и переносном смысле.

Эти «вуйки с полонин» и прочей украинской глубинки буквально заполонили своими палаточными таборами все побережье от Фонтана до Лузановки , загадив его до невозможности… Наглые и скупые, они даже в недорогие кафешки норовят пролезть со своими припасами. О гигиене умолчу…

А западные туристы встречаются все реже. Круизные лайнеры, которые в былое время порой приходили в наш порт едва ли не ежедневно, теперь здесь весьма редкие гости. Обстановка в стране да и городе не располагает к вальяжному отдыху. Да и зрелище разрушающихся на глазах памятников былой архитектурной красы на фоне растущих на глазах уродливых небоскребов, к созерцанию и восторгам не располагает.

Увы, Одесса гибнет на глазах. Былая богатая наследница Империи превратилась к разоренную и нищающую бесприданницу потерявшей разум и элементарный прагматизм Украины.

И она концентрирует в себе все то, что принесли ей и четверть века «самостийности», и последние три года полной вакханалии саморазрушения.

Не нужна ее хозяевам ни процветающая страна, ни ее когда-то, самый европейский город. Им нужно дограбить и разорить все дотла. Выкорчевать остатки русской культуры, языка, цивилизации, чтобы… положить эти руины к ногам тех. кто милостиво позволил им вершить свое грязное и тупое дело.

Но нужно ли это нам, помнящим и пытающимся сохранить остатки былой славы Одессы? Ведь с таким настоящим мы и наши дети лишаемся и прошлого, и будущего!

 

Источник

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники